Как научить ребенка читать по слогам

Количество просмотров: 611

 

 

 

Основываясь на идее раннего домашнего развития, начинать обучение навыку чтения можно с 2-3 лет. Однако, насильно заставлять, перегружать малыша нельзя. Все индивидуально. Если ребенок самостоятельно проявляет желание, умеет концентрировать внимание на протяжении 10-20 минут и уже знает буквы, то можно начинать изучать слияние открытых слогов, слов.

 

 

Признаки готовности включают 3 основных пункта. Если ваше чадо хорошо говорит без пропусков, «проглатывания» звуков, справляется со сложными словами с Р и Ш, а также при общении не присвистывает - то он готов. Как правило, эти навыки развиваются в течение первых 5 лет. В этот период малыш овладевает способностью ориентироваться в пространстве, логическим мышлением, достаточной усидчивостью, навыками синтеза, анализа.

При наличии проблем с произношением букв рекомендуется обратиться к логопеду, но не раньше 5 лет.

Правильная стратегия обучения – игра. Новая информация лучше усваивается при комплексном подходе. Комбинирование активного и познавательного позволит легко соотнести звуки с буквами, соединить графику букв в слоги, а затем - в слова.

Чтобы быстро научить малыша читать, следует учесть индивидуальные особенности: характер, заинтересованность, наличие признаков готовности, а также навыков социализации и коммуникации. На основании этого подбирается оптимальная методика обучения.

Как научить ребенка читать по слогам: выбор подходящей программы

Как научить ребенка читать по слогам

Изучить чтение на слух невозможно. Лишь сочетание звуков с визуализацией приносит результат. При этом необходимо руководствоваться дидактическими пособиями, советами, методиками работы ведущих мировых специалистов – методистов, педагогов дошкольного образования, психологов.

Буквари, классические и новаторские методики – основа обучения. Выбирайте программу на основании возраста ребенка, психоэмоционального развития, особенностей усвоения информации.

Метода Бахтиной Е.

Суть: освоение алфавита, первичное складывание слогов. В период обучения раскрывается понятия «что» и «зачем», итог - связное грамотное чтение. Завершающий этап включает запоминание слогов, их написание, произношение в различных вариациях.

Особенности, требующие особого внимания:

  • на первом этапе исключается чтение слогов с двойными гласными буквами, соединение шипящих звуков;
  • обучение беспрерывное и полноценное;
  • постепенное усложнение заданий.

Метода тренирует зрительное восприятие информации. Позволяет ускорить процесс запоминания.

Метода Жуковой Н. С.

Суть: обучение по слогам детей от 5-ти лет в легкой форме. Первый этап включает сочетание простых букв, знакомых малышу, с иллюстрациями слияния в слоги. Яркие изображения помогают сконцентрировать и заинтересовать. Изучение проходит легко, постепенно.

Особенности, требующие внимания:

  • самостоятельный анализ сочетания, перечисления, количества букв;
  • четкость произношения;
  • безотрывное чтение.

В качестве вспомогательных материалов используйте детские развлекательные журналы: «Эко-ко» - издание, помогающее привить бережное отношение к окружающему миру, «Маленькие академики» - творческий подход к изучении арифметики, развитию логики и мышления.

маленькие академики эко-ко

Сложные мыслительные процессы гораздо проще усваиваются в период игры. Сопровождайте занятия веселым активным отдыхом, яркими изображениями, стишками. Развивайте не только внимание, но и научите малыша концентрироваться на поставленных заданиях.

Звуки и буквы – первый этап обучения

Знание всех звуков, а также букв – обязательный этап чтения. Научите кроху связывать изображения со звуками, понимать, различать особенности букв. Для изучения грамоты используйте любые детские книги с большими буквами.

Гласные

Альтернатива: приобретение проверенного пособия поэтапного овладения навыком - букваря. В нем представлены звуки, буквы, красочные изображения. Обучение по таким исходным материалам – залог интересного, продуктивного времяпровождения.

Фонетический состав разучивайте с простых гласных – И, Ы, У, Э, О, А. В период обучения малыш запоминает как они изображаются, а затем – произносятся. При изучении используйте их особенность – хорошую певучесть. Затем, изучите йотированные, составьте 10 звуковых пар: Ы-И, Э-Е, У-Ю, О-Ё, а также А-Я.

изучение гласных

Такие сочетания быстро усвоятся. Руководствуйтесь правилом: «главное – практика, теория – потом». Не нужно разбирать фонетику, объясняя обозначения йотированных гласных или регулярно употреблять этот термин. Это лишь испугает ребенка, усложнив процесс запоминания.

Согласные

После поющих гласных перейдите к согласным. Изучите сонорные – Р, Н, М, Л. Затем, после звонких звуков, разучите глухие. Для этого используйте методу гласных: соединяйте звуки (буквы) в пары – В-Ф, Д-Т и пр.

изучение согласных

Последний этап: непарные шипящие, а также Й. Беззвучные буквы – Ъ и Ь - запоминайте в самом конце.

Буквы показывайте не как названия, а как отдельные звуки: вместо «эм» или «мэ» - «м», «бэ» - «б». Так кроха быстрее сопоставит буквы со звуками. Иначе, путаница приведет к ошибкам изучения как слогов, так и слов: вместо «нос» кроха будет произносить «эноэс».

С каких слогов нужно обучать ребенка читать

с каких слогов нужно обучать ребенка читать

Изучив несложные звуки можно начинать пробовать складывать буквы. Сложная на первый взгляд задача на практике оказывается весьма простой. Главное, что нужно донести для ребенка – это желание одной буквы «пробежаться» до другой. Спешащие буквы читают не отдельно, а слитно. Например: «д-д-д-а-а-а» - «да».

Обязательное условие «пробежки» букв -  предварительное проговаривание правильного произношения слогов. Малыш должен сперва услышать слог, а лишь затем – его повторить. При ошибках произношения - сразу исправляйте.

Несложные слоги

  1. Сонорный с А. Изучите простые примеры: быстрее всего осваиваются слоги с сонорными - РА, ЛА, МА. Сочетайте сонорный с гласным, наглядно показывайте слияние звуков, произносите слоги нараспев.
  2. Сонорный с гласные. Следующий этап обучения – соединение тех же согласных с гласными. Затем, согласные заменяют на глухие, а также шипящие: СА, КО, ЖИ. Принцип сложения запоминается ребенком, применяясь при слиянии слогов.

несложные слоги

При желании малыша можно пробовать читать простые слова из знакомых, хорошо усвоенных слогов – «мама», «папа», «молоко». Если получается – занятия заканчивайте прочтением фраз. При частых ошибках – отложите процесс усложнения.

Сложные слоги

Закрытые слоги – более сложные для произношения и восприятия: ЭХ, ОК, АМ. Изучайте их в сравнении с открытыми: ХЭ-ЭХ, КО-ОК, МА-АМ. Так малыш поймет, что звуки, буквы одинаковые, а написание, произношение – разное.

сложные слоги

Последний этап изучения слогов - переход на трехбуквенные сочетания «согласная-гласная-согласная»: ТОН, СОН, КОТ. Усложнение задачи - соединение «2 согласных букв»: СТО, ИЛП, АРТ. Изучая трехбуквенные сочетания вы готовите кроху к чтению простых слов.

При изучении слогов обратите внимание на принятие ребенком алгоритма слияния звуков. Как только он усвоит это – изучение пойдет по накатанной: легкие слоги → более сложные → трехбуквенные → слова.

Как улучшить эффективность изучения

как улучшить эффективность чтения

1. Повторяйте. Каждое занятие начинайте с повторения пройденного материала. Закрепление изученных звуков и слогов позволит быстрее осознать механизм чтения.

2. Изучайте играясь. Не нужно подходить к процессу обучения слишком серьезно. Малыш должен понять, что изучать новое – интересно. Комбинируйте изучение с играми, просмотром обучающих видео. Не заставляйте ребенка, не ругайте за то, что он не может понять. Все приходит со временем: если кроха не смог понять с первого раза, дайте ему отдохнуть и попробуйте объяснить по-другому.

3. Следите за правильным произношением. Произношение слогов – фундамент чтения слов. При наличии проблем с произношением исправляйте дефекты. Помимо этого, при обучении не стоит увлекаться пением. Иначе, малыш привыкнет петь слоги на одном дыхании, пропуская промежутки: «ра-му-мы-ла-ма-ма». Разграничьте сразу: пение и чтение, следите за наличием промежутков между частями слов, фразами, предложениями.

Советы и правила обучения позволяют развить навык в течение 1-2 месяцев. Возраст, особенности запоминания, а также восприятия – база для выбора методики. При этом, не забывайте разбавлять развитие современными играми, книгами с яркими изображениями, буквенные карточками или кубиками.