Нужна ли детям классика и с чего начать знакомство с миром инструментальной музыки, если она все-таки полезна? Собрали все лучшее в одном списке!
Зачем детям слушать классику?
Все говорят, что это необходимо. Это уже стало знанием априори, и никто не задумывается над тем, для чего ставить ребенку разных там Моцартов и Бахов, - надо - значит надо. А может, это уже устаревшее знание и дети спокойно вырастут на современной музыке? Давайте немного разберемся.
О пользе классики люди говорят десятилетиями, если не веками. В основном классику хвалят за развитие эстетического вкуса и “чувства прекрасного”, но что ни говори, а это довольно хлипкий аргумент - он легко разбивается о “мой ребенок технарь, зачем ему это ваше чувство прекрасного, пусть лучше научится интегралы решать”. Интегралы, конечно, вещь хорошая. И если у ребенка технический склад ума, они ему наверняка когда-нибудь пригодятся. Но музыка, в частности, классика, не столько помогает развивать чувство прекрасного, сколько помогает развить ребенка в целом. Особенно сильно положительный эффект от искусства заметен тогда, когда человек этим искусством занимается - в нашем случае, играет на музыкальном инструменте или поет. Но при восприятии музыки в мозгу тоже происходят процессы, которые благотворно влияют на развитие психических процессов (уж простите за тавтологию).
О музыке в современном мире рассуждают не только ученые, которые пытаются экспериментально доказать пользу классики, но и действующие преподаватели, исполнители и авторы. Все, как один, сходятся на том, что музыка - это важнейший, практически первый инструмент познания окружающего мира, а познавать окружающий мир лучше с помощью гармоничной классики, чем посредством общения с Моргенштерном и Бузовой (и не спорьте).
Что дать послушать ребенку
Точнее, даже не так. В нашем понимании “Дать послушать” - это включить, посадить и строго-настрого запретить покидать комнату, пока не дослушает до конца. Скорее, ребенка стоит приобщать к определенным мелодиям, авторам, направлениям, причем, важно это делать не в каком-то определенном направлении (вроде хронологического порядка), а в зависимости от момента, настроения, возраста и даже, наверное, времени дня. Утром хорошо подобранная композиция поможет взбодриться, днем - сконцентрироваться, вечером - успокоиться. Ну, это уже так, рекомендации “к слову”. В целом есть несколько советом о том, что давать слушать ребенку: начинайте с малых форм, где немного инструментов, между песней и музыкой отдавайте предпочтение последней, отложите знакомство с минорными тональностями и трагичными тонами. Не перегружайте мозг ребенка большим количеством инструментов и бешеными скачками тональностей и форм - это все ждет его впереди.
Ориентируйтесь на произведения из нашего списка, чтобы знакомство с классикой стало для малыша радостным.
С. С. Прокофьев сборник “Детская музыка”
Это кажется несколько очевидным, но начните с того, что будет детям ближе всего. “Детская музыка” Прокофьева - это буквально день одного ребенка, запечатленный в звуке. Мы видим день маленького героя его глазами: вот стрекочут кузнечики в траве, вот мальчишки выстроились в марше, вот что-то случилось, и малыша настигло чувство стыда. Попробуйте с помощью этих небольших 12 пьес научить ребенка чувствовать настроение музыки и определять веселые мажорные и грустные минорные интонации.
Р. Шуман “Детские сцены”
Сам автор говорил, что это сборник не для детей, а для взрослых - напоминание о том, что и они когда-то были детьми. Уж кто-кто, а Шуман знал кое-что о любви к детям - у него самого их было 86 поэтому он довольно много времени уделял тому, чтобы отразить детскую тему в своем творчестве. Если “Детские сцены” понравятся, переходите к “Листкам из альбома” или “Пестрым листкам” - не пожалеете!
А. Вивальди “Весна” (из цикла “Времена года”)
“Времена года” Вивальди - не просто самый известный цикл композитора, но и одно из самых известных произведений эпохи барокко! И хотя мы всем сердцем влюблены в “Лето” из этого цикла, позвольте ребенка для начала окунуться в атмосферу весны. Чтобы лучше понять мелодию, используйте сонеты, которые раскрывают содержание произведений. Удивительно, но названия частей и небольшие стихи помогают прочувствовать настроение и раскрывают смысл, который не всегда можно понять с первого раза.
В. А. Моцарт - “Турецкое рондо”
Это всем известная мелодия, и теперь вы наконец-то знаете ее название! Заключительная часть сонаты №11 звучит задорно и легко, а ваш ребенок наверняка вспомнит, что это “та песня из рекламы/ фильма/ сериала/ ролика”! А еще это очень приставучая мелодия… Ну ничего, теперь, когда будете жаловаться на то, что в голове засела какая-то песенка, можете смело говорить, что это “Турецкое рондо”.
В. А. Моцарт - “Марш жрецов” (из оперы “Волшебная флейта”)
И еще немного Моцарта и узнаваемых композиций. Вообще, если вы знаете какую-то известную классическую мелодию, то с вероятностью 50% ее написал Моцарт (вторую половинку делит с ним Бах). На то она и классика! Нежная и неторопливая музыка совсем не напоминает марш жрецов - от него ожидаешь чего-то энергичного, массивного… Но гений решил иначе, и эта часть “Волшебной флейты” Хорошо подходит даже для колыбельной.
И. С. Бах “Шутка”
Безнадежно клейменная музыкой для ожидания на линии, “Шутка” не перестает быть классикой. В мелодии читается веселое, беззаботное настроение, игривый тон заряжает энергией. Кстати, это один из уникальных моментов, когда написанная в миноре мелодия звучит мажорно. В общем, дайте ребенку проявить фантазию и рассказать, на что похожа пьеса.
И. С. Бах - Прелюдия и фуга №1 (сборник “Хорошо темперированный клавир”)
А вот под эту мелодию не получится энергично потанцевать. Зато погрузиться в мечты - легко! Прелюдия и фуга №1 напоминают легкий ветер-зефир или туман, стелющийся по поверхности… Знаете, наверное, стоит послушать весь сборник ХТК: к этому циклу Бах шел очень долго, проверяя на прочность слушателя и свои силы. Чистый, спокойный звук и яркие контрасты наверняка найдут отклик в душе юного исследователя мира классической музыки.
Людвиг ван Бетховен - “К Элизе”
Даже не знаем, нуждается ли это “ми-ре-ми-ре-ми-си-ре-до-ля” в представлении. Трогательная мелодия, наполненная любовью, посвящена… А вот тут-то и загадка. Что это за Элиза, кем она была для композитора, какие отношения их связывали, доподлинно не известно никому, а многие утверждают, что и само произведение Бетховену не принадлежит (по крайне мере, в том виде, в котором оно дошло до нас). Чем больше загадок, тем интереснее!
Э. Григ - “Утреннее настроение”
Наверняка вам знакомо другое произведение Грига - “В пещере горного короля”. И его тоже дайте послушать! Но чуть попозже. А пока начните с мягкого, раскатистого “Утреннего настроения”. Тоже, кстати, не малоизвестная композиция. Теплые, мягкие ноты обволакивают сознание и создают настоящие рассветные картины. Попробуйте послушать утром!
Н. А. Римский-Корсаков - “Полет шмеля” (“Сказка о царе Салтане”)
Да-да, и это вы тоже слышали, но мы же говорим о классике, правильно? А классика и должна быть такой - узнаваемой, звучащей где-то в подсознании, вызывающей ассоциации. Например, этот “Полет шмеля” настолько живо создает в голове картинку с полетом настоящего насекомого, что невозможно его не полюбить и нельзя не включить в список рекомендуемой музыки для детей!
Плейлист от редакции
Чтобы читатателям было проще - сделали плейлист в Spotify со всеми композициями, упомянутыми в статье.