Когда ребенок должен стать полностью самостоятельным? Чтобы не упустить этот момент, нужно прививать самостоятельность с самых малых лет.
Первые “упражнения” в самостоятельности ребенок должен освоить уже к 1,5-2 годам - это самостоятельное засыпание и еда. Как правило, если малыш уже умеет делать это сам, у вас не должно возникать проблем с остальными действиями. Сложнее, если базовые потребности в отдыхе и питании для него становятся неразрывно связаны с вашим присутствием - тогда и все остальное он привыкнет делать под контролем.
Чем быстрее подрастают детки, тем больше хаоса вокруг них становится. Ваша задача - обуздать этот хаос и направить в мирное русло. К чему нужно приучать с детства?
Соблюдать распорядок дня
Когда в 2 часа ночи вы будете уговаривать своего 15-летнего сына ложиться спать, потому что вставать уже через 5 часов, вспомните, как засиживались допоздна в детстве, разрешали посидеть “еще 5 минуточек”, которые затягивались в лучшем случае на час. Ребенок должен понимать, что режим - это не рамки, которые его ограничивают, а оптимальный способ распределения времени. Представьте, насколько проще вам будет с детьми, если после школы они придут, переоденутся, помоют руки, пообедают, немного отдохнут, сделают уроки, чуть позже займутся дополнительными заданиями - а вам не придется им ни о чем напоминать! Все это начинается с самого малышовства, но лежит на ваших плечах.
Чистить зубы и умываться

Когда в 2 часа ночи вы будете уговаривать своего 15-летнего сына ложиться спать, потому что вставать уже через 5 часов, вспомните, как засиживались допоздна в детстве, разрешали посидеть “еще 5 минуточек”, которые затягивались в лучшем случае на час. Ребенок должен понимать, что режим - это не рамки, которые его ограничивают, а оптимальный способ распределения времени. Представьте, насколько проще вам будет с детьми, если после школы они придут, переоденутся, помоют руки, пообедают, немного отдохнут, сделают уроки, чуть позже займутся дополнительными заданиями - а вам не придется им ни о чем напоминать! Все это начинается с самого малышовства, но лежит на ваших плечах.
Убирать за собой

Когда мы говорили о хаосе, мы имели в виду много всего. Даже если дети прилежно убирают свои игрушки на места, это не значит, что после обеда стол будет блестеть, а по всей квартире не будут валяться письменные принадлежности и предметы одежды. Здесь важно дать ребенку понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, что он самостоятелен, и его вклад в порядок ценится также, как и вклад взрослых. Наступить на точилку больно, скомканные вещи, которые два дня валялись на стуле, неприятно надевать, засохшие крошки хлеба мешают положить руки на стол, а из грязной посуды, которая стоит на этом же столе с прошлого обеда, совершенно невозможно есть. Пусть ребенок понимает, что у любого поступка (или бездействия) есть последствия, от которых ему же хуже. Убрать за собой все равно придется.
Одеваться
Уже в 2 года ребенок вполне способен застегнуть сандалики на липучке или кое-как натянуть трусики. Не лишайте его этих возможностей и со временем отдавайте все больше действий на самостоятельное исполнение. Трехлетка наверняка не сможет застегнуть на себе курточку, но вот надеть ее - вполне. Чтобы к школе дети уже наверняка могли самостоятельно надеть любую одежду на свете, не экономьте свое время. Вот малыш старался и надевал штанишки целых 5 минут, и вдруг оказалось, что он надел их задом наперед. Что делают родители в таких случаях? Конечно, быстренько переодевают сами. А вы не переодевайте - пусть потренируется снимать и правильно надевать сам.
Выбирать
Возможность выбора - это сложная вещь, но это самый простой и самый действенный способ развить самостоятельность. Куда мы сегодня пойдем гулять - в парк или на площадку? Где хочешь побыть на выходных - дома или у бабушки? Пирожок с капустой или с клубникой? Сделаешь уроки сразу или после обеда? Бывают и более сложные вопросы, но когда ребенок видит, что взрослые прислушиваются к его мнению, он понимает, что самостоятельно принятые решения имеют большой вес, и в будущем он не будет стесняться их принимать и высказывать свое мнение.
Научите сына или дочку не только тому, что нельзя, но и тому, что можно. Не пресекайте инициативу и не стремитесь “задавить авторитетом”, чтобы дети понимали, что самостоятельность - это их привилегия, а не способ наказания.