Подготовка к школе - процесс трудоемкий, а летом и вовсе становится почти невыполнимой задачей усадить дошкольника за буквы и цифры. Как найти компромисс и уговорить маленького человека сделать большой шаг в мир знаний?
Почему мой ребенок еще не умеет читать? А как научить его складывать и вычитать? А как, а почему, а что, а каким образом? Задаете больше вопросов, чем любознательный малыш. Что-что, ваш малыш не любознателен? Тогда вопросы к месту. Считается, что к 5-7 годам ребенку надо уже уметь читать хотя бы (!) по слогам, складывать и вычитать в пределах 10, знать наизусть несколько стихотворений и никогда не ошибаться в назывании предметов. А еще известно, что более половины первоклашек имеет хронические заболевания и некоторые функциональные нарушения.
Не видите связи между этими фактами? А она есть! Мы сами “загоняем” своих детей, заставляем их учить буквы и цифры, а потом удивляемся, почему это они не хотят снова садиться за занятия. А потому, что учить читать, считать и писать - это задача школы, а ваша задача - воспитать гармонично развитого ребенка. Это значит, что нужно не просто втолковать, что 2+2=4, а объяснить, как это работает и зачем эти знания пригодятся в будущем. Собственно, здесь мы и подходим к тому, как решить проблему с нежеланием заниматься.
Заинтересуйте ребенка
Кому вообще нужны эти глупые буквы и скучные цифры? То ли дело - путешествие в страну Азбукляндию или в Цифроград… Или какую-нибудь другую выдуманную страну, в которой нужно не просто назвать буквы и слоги, а знакомиться с жителями, помогать им собираться в группы, решать, кому сколько достанется кусочков пирога или в каком домике будут жить персонажи. Ребенку нужна игра, а не эти бесполезные каракули, пусть даже они и помогают распознавать предметы. Только когда процесс станет интересным, можно ожидать, что изучение и обучение пойдет в гору.
Не цель, а движение к ней
Несмотря на то, что у вас есть определенная цель - помочь освоить какие-то конкретные умения - важно не то, когда ребенок ее достигнет, а то, как он будет это делать. Важен сам процесс обучения, потому что именно он закладывает навыки и понимание того, что, как и почему. То есть, вы учите детей читать не для того, чтобы они просто умели, а для того, чтобы они полюбили этот процесс. Не зря детей не просто хотят научить складывать буквы в слова, а именно привить любовь к чтению: если в них будет этот познавательный интерес, то и с самой задачей проблем не должно возникнуть. Поэтому не ждите от ребенка результата сразу же после того, как он прочитал первый слог. Не ругайтесь, если у него что-то не получается и он грозится тут же все бросить. Не получилось сегодня - попробуйте завтра, через неделю, через месяц, главное, чтобы процесс приносил удовольствие и не был наказанием. Откажитесь от контроля и просто вовлекитесь в процесс вместе с детьми.
Помогите избавиться от стресса
Не самый очевидный, но очень вредный и даже опасный враг результативных занятий - это стресс. Если ребенок устал, проживает какой-то сложный момент, связанный с семьей или общением с другими детьми, переживает за домашнее животное или ситуацию, в которую попал на прогулке - словом, испытывает любое сильное эмоциональное переживание, - это может наложить отпечаток на поведение. Когда в очередной раз услышите “не хочу, мне не нравится, я не буду этим заниматься” или что-то в этом духе, поинтересуйтесь не только тем, почему не хочет/не нравится/не будет, но и как дела в целом. Особенно, если раньше похожих проблем не было. Спокойно поговорите и помогите юному исследователю вновь вернуться на тропу к новым знаниям.
Вы не помогаете
В стремлениях помочь и сделать лучше мы чаще делаем только хуже. Запомните, что ребенка не мотивируют сравнения с другими детьми! И не надо говорить “а я вот в твои годы/давно уже пора научиться/стыдно этого не знать”. От таких сравнений вам и самим не захочется ничего делать. Лучше постарайтесь привлечь внимание ребенка к его успехам: вспомните вместе, как он радовался, когда что-то правильно называл, как ему нравилось угадывать буквы и цифры, как интересно было получать новую информацию. Даже сравнивать с самим собой не нужно (это работает в более старшем возрасте, но не сейчас) - просто апеллируйте к приятным воспоминаниям, чтобы не вызывать негативных эмоций, связанных с тем, что дети что-то не умеют.