Иногда кажется, что есть техника или волшебная фраза, произнеся которую, вы измените поведение ребенка. Слова не имеют такой силы как поступки. Поэтому моя статья посвящена тому, что конкретно могут сделать родители для повышения школьной мотивации ребенка. Важно понимать, ведущую роль в этом процессе занимает учитель, но не только он.
Мотивация – это побуждение к деятельности, она строится на потребностях человека. Поэтому мы можем взаимодействовать с ребенком по-разному. Есть вариант мотивировать негативно и внешне: допустим, запрещать мультики, прогулки с друзьями и сладкое. Второй способ – делать упор на положительную внутреннюю мотивацию: чаще хвалить за достижения, поддерживать, быть примером. Такая мотивация более устойчива. Учеба ради оценок и наград не является целью процесса образования.
Самые действенные способы повышения интереса к учебе
1. Адекватная нагрузка.
Частая ошибка, которую допускают родители – это несоответствие учебных задач ритму жизни школьника. Сразу после летних каникул необходимо сделать вхождение в учебный процесс постепенным. Не перегружать кружками, полезными занятиями, заданиями. Мозг должен адаптироваться к новому темпу даже в том случае, если ребенок на каникулах много занимался. Выходные дни и перерывы в учебе созданы не просто так, а исходя из закономерностей психического и физиологического развития. Нет необходимости нагружать ребенка летом, организму необходим отдых во всех смыслах. Вторая ошибка – это полное отсутствие интеллектуальных и развивающих занятий у ребенка. Таким детям учеба дается сложнее, а мотивация в обучении может падать. Важно, чтобы нагрузка соответствовала возрасту. На свободную игру, общение с друзьями и пассивный отдых должно оставаться достаточно времени.
2. Интерес к жизни и учебе ребенка.
Разговаривайте. Рассказывайте о том, как вы учились, чем увлекаетесь сейчас, какие книги читала в возрасте ребенка. Смело говорите про ошибки, нелюбимые предметы. Делитесь тем, как вы сами выполняли уроки, какие оценки получали. Чем любили заниматься в детстве. Что у вас получалось лучше всего. Подобные вопросы задавайте ребенку. Интерес родителя к новым знаниям и умениям будет способствовать повышению мотивации в учебном процессе. Интересуйтесь тем, что происходит в классе, в каких отношениях школьник с другими учениками, учителем. Взаимоотношения в коллективе играют очень важную роль в освоении знаний. Стресс и конфликтные отношения будут влиять на успеваемость в том числе. Важно вести такие разговоры ежедневно, время от времени, в неформальной обстановке и в спонтанной беседе. Если вы начнете интересоваться учебой и жизнью детей, когда начнутся проблемы, можно не встретить доверие.
3. Ответственности за образование ребенка.
Можно долго сокрушаться по поводу современной системы образования. Но, в любом случае, есть объективная реальность, в которой школа не может отвечать полностью за обучение. Усвоение знаний, умений и навыков начинается и продолжается в семье. Отношения с родителями и родственниками влияют на самоощущение, самооценку, интерес к жизни. Поэтому родители должны понимать, что они также несут ответственность за то, каким образом их ребенок учится. Здесь необходимо в меру контролировать, следить за тем, когда и как школьник делает домашнее задание, в тоже время не быть слишком навязчивым. Стать примером, периодически задавать себе следующие вопросы: Какую книгу я сейчас читаю? Чем я особенно увлечен в данный период времени? Как наша семья проводит свой досуг? Есть ли у меня с детьми общие интересы? Вам не обязательно увлекаться ролевыми играми или разглядывать комиксы. Играйте вместе в настолки, посещайте увлекательные выставки и мастер-классы, катайтесь на велосипеде. Главное – это время вместе, проведенное с интересом и пользой.
4. Связать интересы ребенка с учебой.
Узнайте, кем хочет стать школьник. И важно помнить, что такой интерес может меняться из года в год, либо оставаться стабильным. В любом случае задача родителя – поддержать. Иногда взрослым кажется, что ребенку ничего неинтересно, но это не так. Все зависит от того, как вы сами проводите досуг, какой выбор занятий и увлечений предлагаете детям. Всегда должна быть альтернатива. Хорошо и нужно попробовать разные кружки, чтобы найти интерес ребенка. Подумайте, с какими школьными предметами связаны увлечения. Смотрите глубже. Если ребенок артистичен, наверняка ему понравится декламировать стихи перед классом. Если любит быть «в себе», ему подойдут занятия, где важно «подумать». Поговорите с учителями, узнайте, что получается лучше всего. Попробуйте подобрать кружок, который будет поддерживать интерес.
5. Снизить стресс.
Доказано, что в ситуации стресса снижается интерес и способность к обучению, так как мозгу необходимо решать совершенно другие задачи. Обратите внимание на то, в каких семейных условиях живет ребенок, все ли относительно в порядке в семье. Если сильный стресс неизбежен, попробуйте его минимизировать – помочь справиться. Отдых, сон, прогулки, меньше гаджетов, больше разговоров. Стресс может возникать и из-за чрезмерной интеллектуальной нагрузки. Важно, как я уже писала в первом пункте, чтобы занятия не превышали возможностей ребенка. Поэтому следите за распорядком и режимом, питанием, регулярностью отдыха, сменой деятельности. Будьте сами примером как справляться со стрессом.
6. Поддержка в учебе.
В школе ребенок находится в ситуации, когда вынужден сравнивать свои результаты с остальными детьми. Станьте тем человеком, который будет следить за тем, как меняется ребенок и его успехи в учебе. Не будьте перфекционистом, сосредоточенность на оценках снижает учебную мотивацию, ребенок начинает учиться для галочки. Не делайте домашнее задание за ученика. Делать вместе, но не вместо – главное правило.
Напоследок хочется сказать, что формирование учебной мотивации – это процесс, а не пошаговое действие. Процесс, который необходимо поддерживать регулярно, а не эпизодически. И тогда все получится
Автор статьи: психолог Марина Новикова