На детской площадке двое первоклассников застыли, слушая музыку в телефоне. Молодая мама, прогуливаясь по парку, одновременно катит коляску и смотрит видео в телефоне. В поликлинике маленькая девочка, сидя в очереди, ловко тычет пальчиками в планшет. В самолёте, на заднем сидении автомобиля, дома и в общественных местах мы постоянно видим детей и взрослых с гаджетами в руках. У меня, как у молодой мамы эти картинки повседневной жизни вызывают внутреннюю тревогу. На интуитивном уровне чувствую подвох. А вы?
Влияние гаджетов на здоровье
По данным ЮНЕСКО, 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами компьютеров 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. В большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени. Многие родители дают ребёнку гаджеты уже с двух лет и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам. Зависимость от электронных устройств наносит вред детскому здоровью.
- Продолжительное использование гаджетов с раннего возраста истончает кору головного мозга и замедляет умственное развитие ребёнка. Это подтверждают исследования американских, канадских, российских и корейских учёных.
- Ухудшается острота зрения, развивается близорукость. У детей, зависимых от компьютера, формируется противоестественная для чтения и письма динамика работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за яркими перемещающимися картинками на экране.
- Нарушается ритм дыхания. Во время компьютерной игры ребёнок начинает реже дышать. Это вызывает кислородное голодание мозга и общие изменения в его работе.
- Снижается физическая активность. Сидя за планшетом или, телефоном, дети реже гуляют и играют в подвижные игры. Ухудшается осанка, появляется риск набора лишнего веса. Нарушается обмен веществ, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами.
- Задержка в развитии моторных навыков. Чрезмерное увлечение гаджетами приводит к тому, что ребёнок с трудом вырезает из бумаги, собирает пазлы и кубики, делает аппликации, лепит из пластилина и завязывает шнурки.
- Отстающая речь. Дети, зависимые от электронных устройств, начинают говорить позже сверстников.
- Плохой сон. По мнению учёных, синий свет, излучаемый телефонами, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят.
Что происходит с психикой?
Известный психотерапевт Андрей Курпатов объясняет увлечение взрослых и детей гаджетами выработкой гормона удовольствия. «Бесконечное потребление информации, скроллинг лент вызывают дешёвый дофамин. Быстро формируется зависимость, впоследствии люди не могут ни секунды провести без этого. Оказываясь наедине с собой, они сразу хватают телефон», - говорит доктор.
Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к компьютерным технологиям. О зависимости можно говорить, если ребёнок находится у экрана более 5-7 часов в день. Бесконтрольное использование гаджетов способствует появлению повышенной тревожности, истерик, неврозов и депрессий. Есть ряд и других негативных последствий.
- Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учёбой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков.
- Зависимость от компьютеров и телефонов приводит к тому, что у ребёнка пропадает интерес к жизни, обучению и хобби.
- Появляется агрессия, раздражительность, повышенная возбудимость. Очень часто развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Гаджеты негативно влияют на формирование характера. Ребёнок учится манипулировать взрослыми, становится более капризным.
- Дети начинают хуже учиться. Возникают проблемы с концентрацией внимания, памятью и воображением. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности, развивается клиповое мышление. Ребёнок не испытывает необходимости самому осмысливать явления жизни.
Наряду с противниками электронных развлечений, есть и их защитники. Профессор психологии Рольф Нельсон (США) провёл ряд экспериментов по изучению влияния компьютерных игр на мыслительные способности. Были сделаны выводы о том, экшен игры и головоломки способствуют развитию пространственного мышления. А пазл-игры дают возможность улучшить внимание и усидчивость. «В некоторых случаях компьютерные игры являются отличной тренировкой для мозга. Чтобы победить, добиться результата, нужно иметь хорошо развитое абстрактное мышление, быстроту реакции и способность анализировать ситуацию. А также разрабатывать стратегию, использовать математические способности, так как во многих играх требуется правильное распределение ресурсов, количественный анализ», - поясняет врач-психиатр Екатерина Семченкова.
При этом специалист отмечает, что, выбирая с ребёнком игры, необходимо учитывать возрастные рекомендации. Сюжетная линия должна предполагать спасение и помощь героям. В этом случае развлечение несёт положительный психоэмоциональный заряд.
Как пользоваться гаджетами экологично?
Интересный факт. Большинство руководителей технологических компаний и предпринимателей из Кремниевой долины ограничивают время, которые их дети проводят у экранов, будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. Например, в семье Стива Джобса, основателя компании Apple, существует запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Создатель социальной сети Twitter Эван Уильямс говорит, что у двух его сыновей тоже есть такие ограничения. В их доме сотни бумажных книг, и ребёнок может читать их сколько угодно. А вот с планшетами и смартфонами всё труднее – они могут пользоваться ими не дольше часа в день.
Чем активнее компьютерные технологии внедряются в нашу жизнь, тем внимательнее мы должны к ним относиться. Важно научить ребёнка воспринимать любые электронные устройства лишь как помощников в учёбе и работе. Гаджеты не должны становиться любимым хобби и заменять реальность.
«Во всём необходима разумная умеренность: это и временные ограничения, и соблюдение гигиенических требований (наличие хорошего большого экрана, достаточный уровень освещения, организация рабочего места). Родителям следует привить ребёнку стремление к разнообразному времяпрепровождению, не отмахиваться от него, предлагая вместо живого общения с ними посмотреть мультфильм или занять время бессмысленной компьютерной игрой. Ведь именно так формируется стереотип поведения, который потом переносится и во взрослую жизнь», - советует Екатерина Семченкова.
Детям дошкольного возраста лучше не давать электронные гаджеты. В возрасте до трёх лет активно развивается мозг. Экранное потребление не позволяет ему сформировать режимы, связанные с концентрацией внимания, воображением и проектированием будущего.
До 14 лет рекомендуется использовать компьютер только для выполнения домашних заданий.
Не желательно сидеть за планшетом больше получаса в день, а за смартфоном – дольше двух часов в сутки.
Стоит выключать гаджеты за 1-2 часа до сна.
Только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT-технологий.
Выбираем настоящую жизнь
Моему сыну пять с половиной лет, дочке полтора года. В отношении гаджетов придерживаюсь мнения, что чем позже дети начнут их использовать, тем лучше. Наша семья старается придерживаться простых правил. В первую очередь, мы с мужем сами отучаемся от телефонов. Дома кладём их на полочку и «не зависаем», посвящаем время друг другу. Компьютер, телефон и планшет для детей находятся под запретом как минимум до наступления школьного возраста. Мультики разрешаем смотреть старшему сыну по выходным. Стараемся больше гулять с детьми, вовлекать их в обычные домашние дела, не включаем телевизор на кухне во время приёма пищи, читаем по вечерам бумажные книги, играем в настольные игры, приглашаем по выходным гостей. Так дети учатся ценить дружбу и тепло человеческих отношений. Да, всё это требует времени и душевных усилий. Но вместе с тем рождает ощущение наполненной, интересной и, главное, настоящей жизни, которую не хочется подменять виртуальным миром.
Автор: Мария Баркетова