«Наш ребёнок неуправляемый! Он ни секунды не может усидеть на месте и на чём-либо сосредоточиться». Обычно такую жалобу можно услышать от родителей, чьи дети страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Маленьким непоседам бывает очень сложно справиться со своими эмоциями, а их мамам и папам приходится «краснеть» перед воспитателями и учителями. Как распознать заболевание у ребёнка? И чем можно ему помочь? На эти и другие вопросы отвечает главный детский невролог Смоленской области, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии, физиотерапии и рефлексотерапии Смоленского государственного медицинского университета Ольга Галицкая.
Как отличить просто активного ребёнка от гиперактивного?
Обычные активные дети, как правило, не доставляют больших неудобств своим родителям, и, главное, с ними всегда можно договориться. Дети реагируют на замечания взрослых, могут контролировать своё поведение. В этом случае, активность – это особенность темперамента и характера.
Когда родители приходят на приём к врачу, очевидно, проблема вышла из-под контроля. Если поведение ребёнка изменяет или нарушает жизнь всех членов семьи, на него не действуют слова взрослых, поступки импульсивны и необдуманны, наблюдается слишком частая смена деятельности (за пять минут ваше чадо успевает порисовать, почитать, поиграть с машинкой и разбить вазу), в этом случае можно заподозрить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это неврологически-поведенческое расстройство, главными проявлениями которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, трудности концентрации внимания и импульсивность.
С точки зрения диагностики, «красными флажками» в поведении ребёнка являются следующие признаки:
- не слушает то, что ему говорят;
- не может организовать игру или деятельность;
- часто и легко отвлекается;
- быстро теряет интерес к занятиям;
- совершает суетливые движения руками и ногами;
- часто вскакивает со своего места;
- не может играть в спокойные игры;
- очень много и громко говорит;
- отвечает на вопрос, не дослушав его до конца;
- вмешивается в разговоры и игры других;
- попадает в опасные ситуации;
- гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;
- одинаково ведёт себя дома, в саду или школе.
Какие специалисты могут поставить ребёнку диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Обратить внимание на слишком активного ребёнка может воспитатель в детском саду, педагог или педиатр. Но поставить правильный диагноз и назначить лечение может только детский невролог.
Во время приёма врач оценит состояние ребёнка, в ходе беседы с родителями выяснит причину гиперактивности. Возможно, это результат переутомления или индивидуальная особенность маленького пациента. Если проблема связана с нарушением в работе нервной системы, назначаются дополнительные методы обследования. Это электроэнцефалография, консультация нейропсихолога с проведением тестирования. В очень редких случаях необходимо сделать магнитно-резонансную томографию или компьютерную томографию.
Становится ли гиперактивных детей больше?
По данным разных эпидемиологических обследований, СДВГ обнаруживается у 10-40% детей. Например, в Санкт-Петербурге это заболевание встречается у 17,5% детей в возрасте от 4 до 11 лет. Почти в два раза чаще СДВГ встречается у мальчиков. По моим наблюдениям гиперактивных детей становится больше. Это связано с несколькими факторами.
Основная причина – неблагоприятные события во время беременности и родов матери: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза прерывания беременности, хронические заболевания, резус-конфликт, гипоксия плода, родовые травмы.
Другая причина связана с избыточной стимуляцией нервной системы с самых первых дней жизни ребёнка. У современных детей с рождения слишком много развивающих игрушек, затем развивающих занятий. Очень неблагоприятным фактором является непрерывный поток информации с экранов телевизоров, смартфонов и ноутбуков. В результате хрупкая нервная система ребёнка не выдерживает напора информации и происходит срыв адаптации.
Какие методы лечения существуют для этого заболевания?
Помогать детям с СДВГ можно и нужно. Часто достаточно немедикаментозных методов, чтобы значительно уменьшить импульсивность ребёнка и научить его концентрироваться. Эффективно помогают психотерапевтические занятия с применением метода биологически обратной связи (БОС-биоуправление). Лекарственные препараты назначаются лишь в трудных случаях.
Можно ли помочь гиперактивному ребёнку в повседневной жизни?
Для родителей есть ряд правил, которые значительно облегчат состояние ребёнка и помогут наладить комфортные взаимоотношения.
Вот некоторые из них:
- Избегайте повторения слов «нет», «нельзя» и конфликтных ситуаций.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённое время. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Ребёнок должен в одно и то же время принимать пищу, укладываться спать, выполнять домашние задания.
- По возможности избегайте большого скопления людей, это оказывает чрезмерное стимулирующее действие на нервную систему.
- Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнёром.
- Оберегайте ребёнка от утомления, это приводит к нарастанию гиперактивности.
- Давайте возможности расходовать избыточную энергию.
- Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.
Рекомендации для педагогов и воспитателей:
- Для повышения эффективности занятий используйте наглядные пособия.
- Поощряйте за выполненное задание.
- Не ждите, пока ребёнок на занятии начнёт вести себя хаотично, вовремя помогайте ему.
- Давайте ребёнку возможность принимать на себя ответственность.
- Повышайте его самооценку.
- Минимизируйте отвлекающие факторы (выбор места за партой).
- Предусмотрите возможность для двигательной «разрядки» на уроке.
- Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
В каком возрасте гиперактивный ребёнок наиболее уязвим и нуждается в поддержке взрослого?
У детей младшего школьного возраста с СДВГ очень быстро начинаются проблемы в школе. Невнимательный, постоянно отвлекающийся ребёнок всё пропускает «мимо ушей», в результате снижается успеваемость. К сожалению, очень часто родители ищут причину вовне (плохой учитель, некачественное преподавание и так далее). Реальная же проблема может заключаться в особенностях развития нервной системы непоседливого ученика. Если вовремя начать лечение, ребёнок быстро придёт в норму, повысятся школьные показатели, улучшится внутрисемейная атмосфера.
Автор статьи: Мария Баркетова