Зачем нужно определять склонности детей к разным наукам? По каким признакам определяют “гуманитариев” и “технарей”? Можно ли разобраться в этом самостоятельно и как это поможет в воспитании? Даем ответы на эти интересные вопросы.
Для чего все родители стремятся определить, какой у ребенка склад ума? Это поможет определить, какая профессия подойдет ему в будущем и какие склонности нужно развивать. Если вы будете обладать такой информацией, вам не составит труда выбрать интересную игрушку или подобрать занятие для ребенка. В основном психологи выделяют гуманитарный и аналитический (он же математический, он же технический) склад ума, но многие выделяют еще и творческий, а когда ребенок склонен ко всему и сразу, говорят о синтетическом. Тем не менее, “гуманитарии” и “технари” - самое популярное деление.
Помочь определить склонность вашего ребенка к тем или иным занятиям помогут специальные тесты. Не стоит верить всем опросникам, найденным на просторах интернета - если для вас этот вопрос важен, отправьтесь к детскому психологу или специалисту по профориентации. Начинать проводить такие тесты можно уже с позднего дошкольного возраста. Для каждой возрастной категории будут свои вопросы и типы тестирования.
Но примерно определить склад ума своего ребенка можно и безо всяких тестов - просто проследив за его деятельностью и реакцией на разные события. Расскажем, на что можно обращать внимание, чтобы раскрыть тайны мозга.
Способ познания действительности
Гуманитарии: пропускают через себя все эмоции и ищут решение, опираясь на чувства. Когда ребенок будет читать сказку про трех поросят, он обязательно будет переживать за то, что теперь герои остались без домиков, им грустно, потому что негде жить.
Аналитики: опираются на логическое обоснование. Трех поросят, конечно, жалко, но есть вопросы и поважнее: неужели они не знали, что соломенный домик рухнет? Где теперь они будут жить? А почему кирпичный домик не разрушился?
Способ познания действительности
Гуманитарии: опираются на готовые знания. Это те детки, которые всегда узнают правила игры, прежде чем начать играть в нее, и редко от них отступают. Им интересно узнавать, что и как работает, но они “верят на слово” и не пытаются проверить истинность информации.
Аналитики: получают знания опытным путем. Таким детям недостаточно сказать, что машина едет, потому что в ней мотор - им обязательно нужно будет увидеть мотор своими глазами и понять, как он работает. Эти маленькие любители исследований предпочитают экспериментировать и проводить независимые расследования.
Точка зрения
Гуманитарии: любят рассуждать и позволяют делать это остальным. Такой ребенок не поссорится с другим, если мнения разойдутся - он с интересом примет тот факт, что что-то бывает не только так, как он привык об этом думать. Для одного явления у таких деток всегда есть несколько объяснений.
Аналитики: не принимают вторую точку зрения. Поэтому у них наблюдается бОльшая склонность к точным наукам: им легко запомнить, что 2х2 всегда 4, а вот почему запятая иногда ставится, а иногда не ставится перед определенными словами, им понять бывает сложновато.
Тип мышления
Гуманитарии: наглядно-образное. Развитое воображение и способность легко и детализированно представлять разные предметы и ситуации дают таким людям возможность решить проблему, что называется, в уме. С помощью этого типа мышления дети с гуманитарным складом ума домысливают логические цепочки и могут выводить из известных данных новые, порой в очень оригинальных сочетаниях.
Аналитики: абстрактно-логический. Дети с таким типом мышления мыслят абстрактно, категориями, обобщая известную информацию и не вдаваясь в детали. При этом логические цепочки они выстраивают на основе точно известных данных.
Предпочтения в науках
Гуманитарии: гуманитарные, творческие, требующие “полета мысли”.
Аналитики: естественные и технические, требующие точности.
Такое деление условно, и сегодня многие психологи и социологи говорят о том, что его по сути не существует, потому что не бывает “чистых” гуманитариев или математиков, просто один тип деятельности будет преобладать над другими. Если ваш ребенок эмоционально реагирует на прочитанную книгу, это не значит, что он не сможет в будущем решать задачки со сложными уравнениями. Каждый малыш развивается по-своему, и ваша задача - вовремя увидеть, чем ему нравится заниматься, и не упустить возможность “прокачать” этот навык.