Чем старше становятся дети, тем больше свободы мы им даем. Когда можно оставлять детей одних дома и как научить их этому?
Приучать детей к самостоятельности нужно с раннего возраста, чтобы в будущим с этим не было никаких проблем. Заправлять кровать, одеваться, уметь сделать бутерброд и открывать/закрывать входную дверь уже должен любой ребенок к 4-5 годам, но есть моменты, которые лучше отложить на какое-то время: даже если ребенок уже достаточно самостоятелен, оставлять его одного в таком возрасте не стоит.
Когда можно начинать путь к независимости маленького человека? Законодательно этот возраст не установлен, и вы сами решаете, когда наступает этот момент, но ответственность ложится только на вас. В УК РФ есть статья, которая предусматривает уголовную ответственность за оставление малолетнего лица в опасности. Малолетними считаются дети до 14 лет. Понятное дело, что ученика средней школы уже пора бы не только оставлять одного дома, но и отпускать к друзьям на ночевку (при условии, что они не будут находиться на улице с 22:00 до 6:00 - за это тоже предусмотрено уголовное наказание), но с какого момента начинать подготовку?
Оставаться один ребенок может тогда, когда это не вызывает у него негативных эмоций и не причиняет дискомфорта. У каждого это будет разный период - примерно 7-9-10 лет. Начинать подготовку к этому событию стоит постепенно. Посмотрите, как ребенок реагирует на ваше отсутствие: чем занимается, когда вы не рядом, способен ли занять себя сам, не делает ли втихаря каких-нибудь запрещенных вещей. Если вы не можете позволить себе принять душ или отдохнуть в соседней комнате без того, чтобы малыш требовал вашего внимания, значит, оставлять его одного еще рано. В том же случае, когда ребенок спокойно занимается своими делами и не дергает вас по мелочам, можно действовать.
Сначала отходите совсем ненадолго - зайдите к соседям за чем-нибудь, отправьтесь вынести мусор или купить хлеба в соседнем магазине. В первый раз отлучайтесь минут на 10-15, но не больше. Обязательно предупредите ребенка, что вы собираетесь ненадолго уйти, спросите, как он на это реагирует, не будет ли бояться. Когда вернетесь, поинтересуйтесь его ощущениями снова: не испугался ли он, когда был один, чем занимался, что почувствовал, готов ли остаться один еще раз/на большее время? Все эти вопросы важно задавать: даже если внешне чадо храбрится, ему может быть очень некомфортно.
Повторите такие недолгие выходы еще несколько раз. По возвращении обязательно проверьте, не натворил ли ребенок чего-нибудь. Проще всего спросить, чем он занимался, и по хитрому или виноватому взгляду определить, что пора искать разбитую вазу или спрятанного в шкафу кота, но в целом, если дети спокойно остаются одни, им и без проказ есть чем заняться.
Перед тем, как увеличить время отсутствия, проиграйте ситуации, в которых детям может понадобиться помощь, и подробно расскажите, как действовать. Что делать, если начался пожар, если прорвало трубу, если дымится телевизор, если ты поранился; кому можно открывать дверь, когда взрослых нет дома (спойлер: никому, если вы заранее об этом не предупредили), где лежат все необходимые предметы и так далее - в общем, дать подробную инструкцию к абсолютно любой ситуации, даже рядовой (например, если захотелось попить чаю, а сахар в сахарнице закончился). Только когда все эти правила будут усвоены, а вы убедитесь, что дети не склонны к хулиганству, можно будет увеличивать время отсутствия.
Четко обозначьте сроки для детей и для себя. Если вы сказали, что вернетесь через 45 минут, то так и должно быть. Для многих детей остаться одним равно испытать стресс, а если вы будете задерживаться, стресс еще больше усилится. Все-таки, это тот процесс, который можно при необходимости растянуть на более долгий срок, поэтому постарайтесь избежать лишних нервных потрясений.
Когда вы отлучаетесь надолго, у ребенка всегда должна быть возможности с вами связаться. К счастью, сейчас практически у каждого ребенка есть телефон. К несчастью, многие используют его только для игр. Научите школьника пользоваться всеми функциями (и сигналом SOS тоже), чтобы без проблем связываться по телефону или в мессенджерах. Для тех, кто очень боится оставлять чадо без присмотра, вариант такой: звоните по скайпу бабушке/дедушке/тет/дяде и т. п. и спокойно идете по своим делам, пока дите играет под наблюдением видеосвязи. Только имейте в виду, что такой вариант не развивает самостоятельность в ребенке, и когда вам будет некому позвонить, могут возникнуть проблемы.
На всех этапах интересуйтесь состоянием, чувствами и эмоциями ребенка. Забота о психологическом комфорте детей поможет намного быстрее приучить их оставаться одних, и вы будете спокойны.