«Учись все делать сам!» — гласит известный советский плакат, на котором мальчик пришивает к рубашке пуговицу. Научите своего ребенка и вы, чтобы развить в нем самостоятельность и трудолюбие.
Вырастить самостоятельного ребенка — значит, подготовить его к любой жизненной ситуации. Мы стремимся мыслить глобально, но забываем о том, что в быту детям приходится часто сталкиваться с мелкими проблемами: оторванными пуговицами, плохо отстирывающимися пятнами, скрипящими дверями и прочим. Наша задача — подготовить детей к встрече с этими трудностями. И начать можно с малого — с тех самых пуговиц.
Правда, начинать лучше еще до того, как первые пуговицы будут рваться. Для самых маленьких детей придумали книжки и игрушки-шнуровки, где нужно продевать веревочки в отверстия. Это не только хорошо развивает моторику, тренирует умственные и физические способности, но и подготавливает к разным видам деятельности, которые встретятся в будущем — в том числе, и пришиванию пуговиц. Но пока ребята еще слишком малы, не торопите знакомить их с нитками и иголками.
А когда же начинать? Лет с 4-5 уже можно плотно заниматься такими вещами вместе с детьми. Если в этом возрасте ребенок пока не проявляет интереса к бытовым мелочам, немного потерпите. В крайнем случае, в школе, классе во 2, школьников этому научат, но согласитесь: ребенку самому будет проще и приятнее, если его научат такому дома, в семье. Здесь никто не ставит отметок, не стремится непременно оценить твое мастерство и не торопит, если что-то не получается. Именно такую атмосферу стоит создавать при обучении любому делу. А теперь конкретные советы.
Начните со специальных детских наборов: есть такие крупные, специально увеличенные иглы и пуговицы из дерева или пластмассы. С ними очень легко научить ребенка заправлять нитку, орудовать иголкой, делать узелки. Потренируйтесь на разных пуговицах — с двумя, четырьмя дырочками, с пуговичками на ножке, только чтобы действия не были игровыми, условными, а были четкими и точными: куда входит иголка, откуда должна появиться, куда отправляется дальше. Когда это будет доведено практически до автоматизма, переходите к настоящим инструментам.
Не жалейте времени и материалов: пусть детки сначала потренируются без ткани, просто «обшивая» отверстия на пуговичке. Поскольку эта иголка будет меньше и, что скрывать, опаснее, спешить некуда — пусть не торопясь осваивают новый инструмент, привыкают к нему. Обязательно расскажите о технике безопасности: иголку нельзя держать во рту, направлять на себя, ножницы, которыми вы обрезаете нитки, всегда должны быть сомкнуты. Иголочку нельзя оставлять без нитки, чтобы не потерять, и обязательно втыкать ее в специальную подушечку или класть на место. Эти правила нужно объяснять, чтобы иголка не стала в глазах ребенка чем-то опасным, к чему страшно притронуться.
Затем потренируйтесь на небольшом кусочке ткани. Помогите определить место для пришивания (можно его чем-нибудь отметить), покажите, как удобнее придерживать пуговицу на ткани, чтобы случайно не уколоться. Для начала используйте только большие пуговички — к маленьким переходите, когда ребенок всему научится. Можно внести небольшой элемент игры: сравните иголку с дельфинчиком, который выныривает над поверхностью воды и тут же заныривает обратно, в глубины Пуговичного моря (или придумайте что-то свое).
Не забудьте научить ребенка закреплять нитку. Расскажите, что при обычном шитье это немного сложнее, а вот при пришивании пуговички — довольно просто. Нужно всего лишь вывести нитку на изнанку ткани и провести 2-3 раза под петелькой из ниток, которая у вас получилась во время пришивания.
Научить ребенка пришивать пуговички не так уж и сложно — главное, чтобы у него было желание, а у вас — терпение.