Ох уж эта неподатливая и каплизная буква л! Нет, не эта буква. Дгугая. И не эта тоже! Хмм, а может быть, ыба и космодом? Пытаемся понять, почему не получается и как научиться издавать этот звук.
Поначалу бывает довольно забавно наблюдать, как дети коверкают всем знакомые словечки. Но важно не упустить момент, когда еще можно научить малыша выговаривать один из самых сложных звуков русского языка. Почему может не получаться?
Это может быть вызвано разными причинами: укороченной уздечкой языка, которая не позволяет кончику языка свободно двигаться, сниженным или повышенным тонусом языковой мышцы, неправильным дыханием при постановке речи, нарушением фонематического слуха, неправильным образцом в окружении и другими причинами, которые поможет установить логопед. В результате может появиться картавость, замена буквы р другими буквами (чаще всего - л или г, но иногда бывают и экзотические варианты, с помощью которых вместо “рта” появляется “ыот”, а в вашем аквариуме начинают плавать разные “выбы” и “быбы”), так называемое “боковое р”, когда воздух выходит не прямо, а сбоку, и в результате звучит что-то вроде “рль”, или звук может и вовсе отсутствовать - ребенок просто пропустит его, чтобы избежать лишних трудностей.
К сожалению, часто одной из причин неправильной постановки звука становятся сами родители. Когда малыш уже научился произносить почти все звуки, его начинают мучить бесконечными “скажи р-р-рыба, р-р-рука, р-р-рамка, а как лев рычит?”, но из-за того, что речевой аппарат еще не до конца сформирован, детки 3-4 лет еще попросту не могут издать это рычание и выбирают оптимальный для себя путь произнесения - так появляются горловые, носовые и разные другие звуки р, от которых потом очень сложно избавиться. Обращаться к логопеду стоит только в том случае, если после 5 лет у ребенка все еще не получается заветный рык. Дома можно сделать несколько упражнений, чтобы попробовать развить правильное произношение самостоятельно.
Упражнения для постановки звука «р»
Чтобы правильно произносить звук, ребенок должен приподнять кончик расслабленного языка к зубам и создать его вибрацию с помощью выдоха. Чтобы тренироваться в этом, помогут разные упражнения.
Все нужно показывать на своем примере.
Красим потолок
Пусть ребенок представит, что кончик языка - это кисть, а верхнее небо - потолок. Нужно “покрасить потолок” движениями вперед-назад.
Качели
Откройте рот широко, поднимайте и опускайте язык. От верхних зубов к нижним, а затем задержите язык на несколько секунд у верхних зубов.
Кукушка
Также с широко открытым ртом нужно высунуть язык и дотронуться им до верхней губы, а затем спрятать за верхние зубки.
Котенок
Пусть ребенок представит, что он маленький котик, которому нужно вылакать молоко из блюдца. Проделывать это движение нужно, вытягивая плоский язычок как можно дальше (не сворачивать в трубочку).
Барабан
Нужно открыть рот и произносить звук “д”, касаясь при этом кончиком языка основания верхних передних зубов. Постепенно нужно ускорять произношение.
Жужжалка
Попросите ребенка улыбнуться, произнести протяжный звук “ж” и при этом постепенно отодвигать язык по верхнему небу назад. В конце должен получиться одноударный “р”.
Комарик
Малышу нужно улыбнуться, приоткрыть рот и высунуть кончик языка между зубами. В этом положении нужно произносить звук “з”, имитируя комариное жужжание. Затем нужно медленно двигать кончик языка назад, к альвеолам у верхних передних зубов.
Моторчик
Повторите предыдущее упражнение, только теперь нужно энергично водить под языком пальцем или ватной палочкой вправо-влево, создавая вибрацию.
Наберитесь терпения и закрепляйте результат, чтобы скоро услышать самый грозный львиный рык!
Редакция благодарит за экспертную оценку и правки материала детского логопеда-дефектолога Марию Ивлеву.