Дружба крепкая не развеется от дождей и вьюг - это всем известно из детской песни. А вот как помочь ребенку завести новых друзей, если эта помощь требуется, - расскажем мы.
Подавайте пример
Берите ребенка с собой, когда ходите в гости и не отправляйте в свою комнату, когда гости приходят к вам. Конечно, нужно учитывать и возраст, и компанию, и присутствие других детей в этой компании, но хорошо, если дети будут видеть модель поведения, в которой люди общаются друг с другом, ходят в гости, выстраивают вербальную и невербальную коммуникацию. Будьте честны и открыты, всегда рассказывайте, кто есть кто, в каких вы состоите отношениях. Это поможет ребенку сформировать костяк для системы отношений, которые ему придется выстраивать в будущем.
Научите быть вежливым
Вежливое общение - залог успешных взаимоотношений, и этому неплохо было бы научить и некоторых взрослых. Волшебные слова имеют действительно волшебную силу! Все эти “спасибо”, “пожалуйста”, “до свидания”, которыми мы бесконечно пичкаем детей, станут почвой для уважительного общения в будущем. Согласитесь, “дай мне, пожалуйста, тоже попускать пузыри” звучит лучше, чем “дай пузыри” и поможет наладить контакт. Научите деток начинать знакомство, не бояться подходить первыми, говорить простое “привет, меня зовут так-то, давай с тобой играть вместе?/а как тебя зовут?”. Самое главное - пусть не расстраиваются и не боятся подходить в следующий раз, если какой-то ребенок не захочет знакомиться. Объясните, что у людей разные характеры, кому-то интереснее играть одному, дети могут просто стесняться или быть сегодня не в настроении.
Новые знакомства
Расширяйте круг общения ребенка. Если он ходит в садик - уже хорошо. Там он наверняка найдет друзей, будет общаться с ними, а воспитатели помогут выстроить коммуникацию. Но не стоит ограничиваться ребятами из группы детсада - пусть дети знакомятся на площадках, в развлекательных центрах, на выставках и разных мероприятиях. Сегодня держать связь довольно просто: если ваш ребенок познакомился и хочет дружить с кем-то вне привычного круга общения, просто возьмите у его родителей телефон и встречайтесь в назначенное время.
Если ребенок не ходит в садик, знакомства на площадке и в прочих местах перестают носить рекомендательный характер и становятся обязательными. У детей должны быть знакомые дети кроме братьев и сестер. Объясните, что играть с другими детками интереснее, чем в одиночку, что вы можете обмениваться игрушками, узнавать друг от друга много нового. Чем больше друзей, тем больше интересного ребенок сможет узнать. Не беспокойтесь, что сын или дочь может полностью “растратить” себя на большое количество связей - рано или поздно больше половины этих связей “отвалятся” по разным причинам. Среди большего количества детей малыши смогут выбрать тех, с кем интереснее всего проводить время, а это поможет проявить и лучше понять самих себя.
Расширяйте круг общения постепенно. Например, сначала дети будут играть с родственниками, затем с теми, с кем познакомились на площадке возле дома, в центре города, с друзьями из кружков, затем с одноклассниками и ребятами с дополнительных занятий. К средней школе ребенок уже научится сам формировать свое окружение, поэтому для вас остается только два правила.
Не вмешивайтесь
Иногда очень хочется влезть и объяснить соседскому ребенку, почему он не прав, или рассказать детям, как правильно играть. Но поверьте, дети сами знают, как, и смогут решить разногласия без вашей помощи. Не мешайте им набивать собственные шишки и искать пути для решения проблем, потому что если в детстве не сформируется способность искать выход из ситуации, то она не сформируется уже никогда. Вклинитесь в эти отношения - окажете медвежью услугу.
Не отвергайте ребенка
В то же время, нельзя отказывать детям в поддержке и помощи, если она им нужна. Особенно это касается неудачного социального опыта, когда кто-то дразнится, ругается, перестает дружить и так далее. Нельзя просто так сказать “ну ничего, помиритесь” и дальше заниматься своими делами. Не давайте оценок, выслушайте ребенка, пусть расскажет о своих чувствах, поделится своими мыслями насчет этого. Давайте совет только после того, как убедитесь, что ребенок в нем нуждается - может быть и так, что ему просто нужно выговориться. Будьте мягки в суждениях и не отказывайте ребенку в помощи, чтобы он знал, что может на вас положиться!