“У Лукоморья дуб зеленый…” А что висит на дубе том? Как помочь ребенку запомнить все эти строчки? Даем несколько рекомендаций по заучиванию стихотворений с дошколятами и младшими школьниками.
Вспомните, как вам давалось заучивание стихов в школе. Было ли это вашим любимым занятием или всегда приходилось сквозь слезы запоминать никак не желающие складываться в текст строчки? Как бы то ни было, для вас это не осталось позади: теперь приходится учить стихотворения вместе с детьми. И чтобы для ребенка это не стало истинной мукой, не помешает вовремя взять процесс в свои руки.
Больше читайте детям
Чем больше вы будете читать ребенку вслух, тем лучше у него в памяти отложится текст. Вспомните, как малыш повторял окончания слов любимой сказки, а затем целые слова и предложения! Так же будет и со стихотворениями. Попробуйте всю неделю читать один стих вслух, четко, с выражением, чтобы ребенок запоминал не только слова, но и интонации. Вы сами не заметите, как дошкольник начнет воспроизводить отрывки любимых стишков. Когда это произойдет, попросите ребенка рассказать стих самостоятельно, без вашей помощи. Обычно дети с удовольствием декламируют произведения, вам останется только подсказывать пропущенные слова.
После того, как любимые истории непроизвольно выучены на автомате, можно переходить к осмысленному запоминанию. Начните с небольших четверостиший, считалочек, коротких детских стишков. Для младших школьников действует то же правило: сначала сами с выражением прочтите текст, чтобы маленький ученик расслышал интонацию, смог правильно расставить смысловые ударения, понять смысл в целом.
Помогите осмыслить
Перед тем, как прочесть стихотворение, скажите ребенку, чтобы он слушал не только интонацию, но и сам текст. После прочтения спросите, все ли было понятно, какие слова показались незнакомыми или сложными и главное, о чем вообще это стихотворение. Понять смысл очень важно для того, чтобы потом запомнить последовательность предложений. Если это стихотворение из 2-4 строф, разбирайте его по одному четверостишию. Заучивать лучше всего тоже по четверостишиям, не пытаться “проглотить” сразу целый текст.
Разложите стих на смысловые блоки. Например, вот эта грустная история:
Плачет киска в коридоре -
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
После того, как вы выяснили, что в целом стишок про то, что киса хочет стащить парочку мясных полуфабрикатов, разберитесь построчно, что происходит: киса плачет/ у нее горе/ есть злые люди, которые/ не дают ей украсть сосиски. Когда каждый смысловой блок будет освоен, запоминание пройдет намного легче: по сути теперь останется расставить слова в правильном порядке, да еще и с рифмой.
Нарисуйте стихотворение
Если история оказалась немного сложнее, чем трагедия бедной киски, предложите ребенку не просто разложить текст на кусочки, а еще и зарисовать каждый из них. Зачитывайте стихотворение построчно, подождите, пока ребенок подберет и нарисует подходящий образ, затем продолжайте. Такой ассоциативный ряд поможет словам закрепиться в памяти. Детям 3-4 лет можете рисовать сами, чтобы на бумаге появлялись понятные образы, а вот 5-9-леткам можете предложить свою помощь, но в основном вся работа с ассоциациями и воображением ложится на их плечи.
По рисунку ребенок сможет легко восстановить текст, причем, можно запечатлеть как историю в целом, так и построчно, особенно, если слова сложноваты. Например, “У Лукоморья дуб зеленый” на бумаге легко трансформируется в луковицу, море и дерево с зеленой кроной, а “Учись у них - у дуба, у березы” можно проиллюстрировать учителями-деревьями у школьной доски.
Почаще повторяйте
Хотите, чтобы ребенок выучил стихотворение за 2 дня? Начинайте заниматься с утра. Прочитайте текст, постарайтесь выучить его. После того, как стихотворение уляжется в детской голове, подождите час и попросите повторить. То же самое через 3 часа, часов через 6 после заучивания и еще разок перед сном. Затем на следующее утро и в течение следующего дня. В общем, повторяйте текст как можно чаще. Только не нужно говорить “давай повторим, что мы вчера выучили, я проверю, как ты запомнил” - это может оттолкнуть некоторых детей, заставить нервничать. Просто попросите рассказать стишок кому-то из родственников, игрушкам или сделайте вид, что забыли какую-то строчку. Для детей младшего возраста любое обучающее действие должно быть спрятано за маской игры.
Чтобы ребенок не боялся и не сопротивлялся заучиванию стихотворений, помогайте ему и учите стихи вместе!