Малыш растет, и вы замечаете, что он делает все левой рукой. Нужно ли предпринимать какие-то действия? И да, и нет. Рассказываем подробнее.
Наш мир полностью заточен под правшей - начиная от ножниц и точилок, заканчивая оборудованием на больших производствах. В древности левшам приписывали магические способности (а мы знаем, что было с “магами” в Средневековье), в СССР левшей поголовно переучивали - сказалась и тяга к “одинаковости”, и подготовка к работе на том самом “правом” заводском оборудовании. Порой этот план переучивания не срабатывал, и заканчивалось все скандалами, исключениями и увольнениями.
Но в каких-то школах левшей просто оставляли в покое, и знаете что? Ничего. Они выросли полноценными членами общества, имели много друзей, учились играть на гитаре и пошли работать на заводы, в шахты и НИИ. Мы это к тому, что не существует никакой нормы, и дети-левши точно также могут адаптироваться в обществе. Правда, для них это посложнее.
Психологи считают, что не нужно переучивать ребенка, если он совершает основные действия левой рукой - это может повлечь за собой даже серьезные психологические травмы, не говоря уж о постоянном стрессе. Наоборот, вам нужно будет подготовить левшу к жизни в мире правшей. Дети учатся многому, глядя на родителей, и если у вас все в семье - правши, то малышу будет сложно понять, как эти же действия переложить в левую руку. Вам придется проявить не меньшее терпение и усидчивость, чем вашему ребенку.
С одной стороны, это действительно сложно, ведь даже читать слева направо тем, у кого ведущая рука левая, сложнее. Но с другой стороны, вам будет интересно наблюдать за необычным развитием своего ребенка - это поможет вам лучше его понять, установить контакт.
Как подходить к обучению левшей? У них более развито правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, образное мышление и распознавание символов, поэтому и занятия им нужно подбирать более творческие. Чем больше наглядных пособий будет у такого ребенка, тем успешнее будет обучение. Особое внимание уделяйте письму. Писать будет неудобно: чернила мажутся, пружинки мешают, буквы плохо соединяются. Чтобы сформировать почерк, тренируйте не только письмо на бумаге, но и пространственное восприятие: рисуйте буквы в воздухе, на песке, лепите из пластилина, чтобы довести до автоматизма навык письма.
В то же время, нужно не забывать и о второй руке. Развивайте обе руки: давайте задания по развязыванию/завязыванию узелков, лепке, собирайте вместе пазлы и разные мозаики, а также запишите ребенка в спортивную секцию или занимайтесь с ним самостоятельно. Хорошо развивают координацию и “владение” руками плавание и любые игры с мячом.
Обустройте рабочее место ребенка так, чтобы пространство для письма находилось слева, а свет падал справа. Чтобы избежать недопонимания, воспитателей и учителей нужно сразу предупреждать о том, что ребенок левша, и что вы не переучиваете его, чтобы ему можно было создать комфортные условия. А вам нужно поддерживать своего ребенка и помогать ему во всем, чтобы он не чувствовал себя изгоем и легко адаптировался.