Что такое традиционная школа и как выбрать альтернативную систему обучения, отдавая ребенка в 1 класс? Рассказываем про альтернативное образование в России.
Что чаще всего отпугивает и раздражает детей в школах? “Сиди ровно, не вертись, не болтай, не отвлекайся, посмотри на других, не бегай, не… не… не…” - ограничения и рамки на каждом шагу. Во многом это связано с тем, что подавляющая масса учителей в современных школах - это те, кто сами школу закончили лет 40-50 назад. Советская система наложила большой отпечаток на эту профессиональную область, и теперь принципы и понятия учителя идут в разрез с современными тенденциями и требованиями.
Существует такой документ, как Федеральный образовательный государственный стандарт - ФГОС. ФГОС требует от традиционной системы, чтобы урок был мультимедийным, дети сами формулировали его цель и задачи, проводили самоконтроль и самое главное - учились учиться. Очень сомнительный посыл, но это тема отдельного разговора. Сегодня на повестке дня у нас разные системы образования, которые не сильно распространены в России, но имеют место быть.
Что отличает классно-урочную систему: уроки по 45 минут, звонки, школьная форма, типичный набор учебных предметов без возможности выбора и бесконечное заучивание и повторение. Чем дальше в лес, тем сильнее упор на подготовку к ЕГЭ как к апогею обучения. В этой системе (особенно в ее бюрократической стороне) мы погрязли, как в болоте, поэтому неудивительно, что в последнее время все больше родителей отправляют детей в школы с альтернативными системами обучения. Это не обязательно частные заведения - чаще всего это отдельные классы в обычных СОШ. Есть и небольшие школы, полностью функционирующие по определенной методике, но это дело дорогостоящее и не настолько востребованное, чтобы внедрять его повсеместно. Какие методики мы имеем в виду и почему их сложно “безболезненно” ввести в современную школу?
Система Монтессори
Методика Марии Монтессори больше подходит для детских садов и начальных классов. В такой системе формируется разновозрастная группа учеников, которые взаимодействуют друг с другом - старшие направляют младших, младшие обращаются к ним за советом. Обратите внимание: дети больше взаимодействуют друг с другом, чем с педагогом. Сама Монтессори говорила, что задача педагога здесь - создать правильную среду для развития ребенка. Какие основные черты отличают эту методику:
- основное направление - развитие мелкой моторики и базовых чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания);
- дети сами выбирают, чем заниматься. Если сегодня малыш хочет играть с песком, а завтра клеить аппликации, то так тому и быть;
- учитель не играет роль контролера, как в традиционной системе. Он просто наставник, который направляет и подсказывает, как лучше выполнить действие, но никогда не делает это действие за ребенка;
- разница в возрасте детей в рамках одной учебной группы может составлять 1-4 года;
- в системе нет критики и запретов - можно все и всегда, но ребенок должен сам нести ответственность за свои действия;
- несмотря на полную свободу действий, в группе есть правила, которые помогают сохранять порядок - например, после игры за собой обязательно нужно убрать рабочее место и т. д.
Методика Монтессори помогает воспитывать взрослого самостоятельного человека. Основной упор в ней идет на индивидуальное развитие и взаимодействие с другими детьми. Но отсюда же вытекают и некоторые недостатки: это больше механическая работа, чем творческая. Дети мало создают сами, только действуют в соответствии с образцами. Развитие воображения и творческой стороны с помощью подвижных или ролевых игр здесь практически отсутствует, поэтому взаимодействие между детьми сохраняется на уровне распределения игр, а поскольку развитие очень индивидуальное, играют они часто сами по себе, не в компании.
Обучение по Монтессори очень сложно внедрить в обычную школу, потому что оно требует много свободного пространства и дополнительного инвентаря, который должен постоянно обновляться, чтобы дети оставались заинтересованными. По этой же причине занятия по Монтессори всегда платные.
Вальдорфские школы
Это система образования для детей, которые более склонны к гуманитарным наукам и изучению искусств. О том, как определить склад ума ребенка, мы писали раньше, а вот что такое вальдорфская школа:
- отсутствие отметок и оценок в привычном виде;
- упор на музыку, рисование, актерское мастерство, рассказывание историй;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом типов характера и мышления;
- вовлеченность семьи в жизнь школьника;
- использование природных материалов и творческой среды в процессе обучения;
- культ детства и принцип душевной экономии - ребенок учится только тому, что готов постичь на данный момент;
- свободная атмосфера в классе, отсутствие строгой расстановки парт и стульев (или их отсутствие как таковых), свобода внешнего вида.
Что нам очень нравится в вальдорфской школе, так это метод погружения - очень крутая идея, когда в течение определенного периода дети получают знания с помощью тематических “игр”, если можно так сказать. Например, изучая античность, дети мастерят костюмы (читай: красиво заворачиваются в простынь и подвязываются поясом), погружаются в эпоху, играют роли античных философов и поэтов и все в таком духе. В процессе таких игр происходит получение информации по всем предметам сразу - изучается и язык, и история, и естественные науки. Все это длится около месяца и вписывается в рамки главного урока длительностью пару часов в день. Педагог полностью включен в процесс и должен знать, как и когда взаимодействовать с каждым учеником - поэтому вальдорфские классы редко бывают большими.
Еще одна интересная особенность в подходе к вальдорфам - способы осуществления учебных действий. Например, всю начальную школу дети не берут в руки ручку и пишут сначала мелками, затем перьями и перьевыми ручками - это должно сформировать красивый почерк и особую аккуратность в письме, а также знакомит ребенка с письмом в историческом контексте.
Методика своеобразная, не так ли? Поэтому стоит обратить внимание на недостатки, которыми она, увы, грешит. Точные науки отходят здесь на второй план, и если сюда попадет ребенок, более склонный к их изучению, обучение застопорится. Творчество - это, конечно, хорошо, но оторванность от реального мира и искусственная среда школы часто мешают адаптироваться в дальнейшем. Кроме того, есть риск, что выпускник такой школы будет довольно долго сохранять культ детства, на который опирается сама система, и не исключено, что инфантильные черты останутся с ним навсегда, а характер у такого молодого человека будет своеобразный.
Что ж, применяете нестандартное обучение - будьте готовы к нестандартным результатам.
Система Эльконина-Давыдова
Это единственная на данный момент развивающая методика обучения в начальной школе, одобренная Министерством образования, поскольку ее основная цель полностью соответствует ФГОС: научить учиться. Задания и задачи не даются в готовом виде, ребенок должен сам определить задачу и сам найти способ ее решения. Особенно футуристично в этом плане выглядят буквари, в которых нет привычных “Прочитайте текст, расставьте ударения, спишите, расставляя пропущенные буквы” и тому подобного - это просто сборник текстов, слов и символов с определенным набором значков, обозначающих работу в группе, чтение с родителями, формулировку задний и другие функции.
Кроме этой особенности система Эльконина-Давыдова (кстати, это два человека) известна тем, что в ней:
- не ставят отметки по привычной шкале до 5 класса. Ученики сами оценивают свою работу, сравнивая свои сегодняшние умения и результаты с теми, что они имели раньше;
- практически все задания осуществляются в парах или в группах;
- учебные пособия не дают готовые знания и часто имеют преднамеренные ошибки для тренировки внимательности школьников и их умения замечать неточность в чужой, а затем в своей работе;
- знания даются поэтапно. Для освоения нового знания ребенок должен самостоятельно получить все нужные для этого элементы;
- долго не приступают к изучению цифр и букв, как в традиционной школе, а сравнивают величины и свойства слов.
Основная задача обучения по этой системе - сформировать у учеников способность к рефлексии и анализу явлений. Это хороший подход в том случае, если вы планируете идти по этой системе до конца. В противном случае, ребенку будет трудно приспособиться к условиям обычной общеобразовательной школы и в обучении начнутся проблемы. Система подойдет деткам, привыкшим неторопливо выполнять задания или тем, кто не может проводить слишком много времени за уроками - домашки здесь всегда небольшие и больше интересные, чем сложные. В отличие от следующей программы.
Обучение по Занкову
Программу обучения по Занкову практически сразу после появления ФГОС исключили из рекомендуемых программ. Не потому, что она некачественная или неполезная, а потому, что она не учит учиться - она учит всему и сразу. Один из минусов этой методики - огромные объемы домашних заданий. Разнообразные проекты и сложные задания вывели из себя не одного родителя, уж поверьте. Поэтому говорят, что это система для каждого ребенка, но не для каждого родителя - подойдет только тем, кто готов сопровождать детей на каждом этапе.
Из основных принципов обучения выделим эти:
- высокая планка требований к изначальному уровню развития ученика и довольно сложные задания;
- быстрый темп обучения. Часто болеющим детям такой темп будет не по силам;
- трансформация идея формирования личности в идею индивидуального развития. Проще говоря, ребенка не вгоняют в рамки общепринятых социальных статусов, а помогают ему развить собственное видение мира и точки зрения;
- обучение строится на основе “зоны ближайшего развития”. Есть информация, которую ученик знает, есть информация, о которой он не имеет представление, а есть нечто посерединке, что он может узнать самостоятельно с помощью уже имеющихся знаний, анализа и других мыслеинструментов. Эта серединка и называется зоной ближайшего развития, на которую делается упор;
- большой объем теоретических знаний, которые нужно систематизировать для того, чтобы применить на практике.
Основная сложность всех этих систем в том, что для правильного и результативного обучения их должен преподавать педагог, полностью понимающий систему и готовый буквально отречься от всех установок традиционной школы. Это в основном молодые специалисты, которых очень немного, и они, что называется, нарасхват, поэтому каждую школу подготовленным коллективом не “укомплектуешь”. Тем не менее, точечно эти системы внедряются, и довольно успешно, поэтому если вы решили, что традиционное обучение не подходит вашему ребенку, пора подумать: может быть, стоит присмотреться к альтернативным образовательным системам?