Уже пора или можно еще подождать? Как понять, когда наступает лучшее время, чтобы отправить ребенка в 1 класс? Есть несколько правил, о которых мы расскажем.
Мы желаем детям только самого лучшего, но иногда эти стремления играют с нами (и с ними) злую шутку. Вот вроде и не хочется, чтобы ребенок до 18 лет в школе просидел, отдаешь его пораньше, а он потом всю жизнь страдает от того, что не успевает за одноклассниками. Поэтому решать надо не так, что “а я вот в твоем возрасте/ а соседские дети уже/ а мне гадалка нагадала”, а по вполне четким показателям.
В законе “Об образовании” прописан возраст, в котором ребенка можно отдавать в школу - это 6,5-8 лет. Цифры взяты не с потолка, и чуть ниже мы расскажем, почему именно они. Но вот тут возникает вопрос: а можно ли раньше? Да, зачислить в 1 класс могут и до 6,5 лет, но только после беседы с детским или школьным психологом. А вот после 8 лет в 1 класс идут только детки с отклонениями и проблемами со здоровьем. На что же смотреть, если перед вами стоит выбор: отдать ребенка в школу в 6,5 или в 7,5?
Психические процессы
При поступлении в школу дети часто проходят коротенькое (или не очень) собеседование. Там им задают несколько вопросов, могут попросить показать буквы, назвать цифры, рассказать, что происходит на картинке или даже продекламировать какой-нибудь стишок. Но важно понимать, что это делается не для того, чтобы определить уровень знаний, а чтобы посмотреть в целом на детское поведение и уровень развития психических процессов: логики, памяти, внимания, восприятия, воображения и других. Степень готовности к школе определяется способностью удерживать внимание на одном предмете в течение 10-15 минут, спокойно сидеть на месте и заниматься монотонным делом, запоминать и воспроизводить информацию через время, запоминать задания и выполнять их без подсказок. В общем-то, вы можете и сами провести такой тест, чтобы понять, если ли смысл записываться в школу на данном этапе развития.
Если у ребенка пока что есть проблемы с усидчивостью и вниманием, даже если дело близится к 7 годам, не спешите отдавать его в школу. Пусть “доберет” все это дома, чтобы в дальнейшем обучении не было проблем.
Эмоциональное созревание
Умеет ли ребенок адекватно воспринимать критику? Может ли продолжать делать что-то, если получил плохую или недостаточно хорошую оценку? Способен ли качественно делать что-то неинтересное для него? Легко ли находит выход из конфликтов? Если вы ответили “нет” хотя бы на один из этих вопросов, притормозите со школой. Это не вопрос успеха, а вопрос психоэмоционального здоровья ребенка. Такая смена обстановки и повышение требований - сами по себе источники стресса, а если первоклассник еще эмоционально не созрел для таких перемен, тут ни о какой успешной интеграции и речи не идет.
Социальная адаптация
Последите за тем, как ваше чадо выстраивает отношения с другими детьми и, что важно, со взрослыми. Влиться в детский коллектив - это половина дела, а вот как поладить с незнакомым взрослым, с которым еще и определенную дистанцию держать надо, - это уже другой вопрос. Если ребенок ходил в садик, у него есть сформированная концепция отношений с воспитателем, поэтому даже если вы не водили малыша в сад, запишитесь хотя бы в подготовительную группу. Если вы решили пропустить и этот этап, сами проведите с ребенком воспитательную работу и объясните, какие отношения у него должны быть с учителями. Только не стоит запугивать дите страшными рассказами о том, что каждый лишний писк - это очередной шажок к кабинету директора! Нужно просто научиться следовать требованиям, которые устанавливает учитель, и соблюдать общие правила вежливости.
Общее здоровье
Перед поступлением в 1 класс будущему школьнику нужно будет пройти обследование у педиатра, который определит его группу здоровья. В I группу входят абсолютно здоровые дети, во II - достигшие возраста поступления в школу, но имеющие небольшие функциональные нарушения здоровья или склонности к хроническим заболеваниям. По идее на основании заключения педиатра деток распределяют по группам на физкультуре, но это, к сожалению, не всегда бывает так. Поэтому если ребенок часто болеет, имеет риск возникновения хронических болезней, небольшие отклонения по зрению, недовес или некоторые другие проблемы, скорее всего он будет принадлежать ко II группе. В этом нет ничего страшного, и это никак не влияет на его социальный статус или вроде того, но таким деткам есть смысл немного подождать школьных лет чудесных. Причина проста: обучение будет ориентировано на более здоровых детей, и не всегда можно обеспечить индивидуальный подход.
Есть вероятность, что за тот год, который вы благоразумно отведете своему чаду на “дозревание”, он перейдет в другую группу здоровья - доберет массу, подрастет, укрепит иммунитет и так далее, и отправится в новый учебный год совсем другим человеком. Конечно, он доберет это и в том случае, если все же пойдет в 1 класс, но малышам это все дается тяжелее. Если же это проблемы, которые не получится просто перерасти, то все равно: чем больше времени у ребенка будет на то, чтобы с ними свыкнуться и адаптироваться, тем лучше пройдет вливание в школьную жизнь. Также обращайте внимание и на то, как ребенок справляется с усталостью. Если пока что сын или дочка валятся с ног после, казалось бы, небольшой прогулки, дайте им время, чтобы укрепить организм и ворваться в мир знаний сильными и готовыми к испытаниям!