8 800 350-26-43

Зачем ребенку играть

Img Вернуться в блог

Иногда взрослым кажется, что игра - это не так серьезно, как раннее развитие по очень модной методике или посещение кружка. Но для детей любого возраста игра - это локомотив развития. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром: выстраивать межличностные отношения, понимать и удовлетворять свои потребности, выражать чувства. При этом мало просто создать для игры условия... Взрослому необходимо быть и их участником. Ведь ребёнок не может научиться играть сам по себе. Для него важен эмоциональные отклик другого. Малыш считывает и отзеркаливает все реакции родителей и окружающих. Что они отвечают на звонкое «агу», как смотрят на его любимую игрушку и с интересом ли участвуют в ролевом сюжете.

Играть ребенок продолжает, чаще всего, и в школе. Задача родителей поощрять такое желание и поддерживать. Даже взрослые люди играют в игры "Квесты", "Что? Где? Когда?", пейнтбол. Игра остается важной деятельностью для человека на протяжении всей его жизни. Но в детстве имеет решающее значение для развития.  

Так что же дает игра детям?

1. Развитие.

Именно в игре ребенок развивается. Первая игра - самая простая. Это обмен улыбками. Когда младенец видит улыбку взрослого - он отвечает ему. И наоборот. Далее родитель начинает повторять первые звуки ребенка или сам придумывает слова "агу", "ту-ту", "да-да". Дети начинают осваивать язык и речь именно через такое игровое взаимодействие. Вот поэтому очень важно не общаться с ребенком как со взрослым, а сюсюкать и повторять простые слоги, которые он произносит. Мамы интуитивно играют с ребенком в "ладушки" или в "ку-ку". Простые действия, на самом деле, помогают овладевать моторикой и развить речь.

Далее у малыша появляется любимая игрушка, которую психологи называют переходным предметом. Она не заменяет маму или другого значимого взрослого, но помогает снять тревогу в их отсутствии. В символической игре ребенок развивает не только воображение, но и другие когнтивиные процессы - память, мышление, речь, ощущения, внимания. Мы знаем, что чем проще игрушка, тем сильнее она развивает фантазию. Простая палка может быть мечом, клюшкой для гольфа или волшебной палочкой. 

2. Общение и межличностные отношения.

Безусловно, самостоятельная игра тоже важна и необходима. Но сначала всё же играть с ребенком должен взрослый. Ему отводится роль проводника: показать модель поведения, помочь освоить игрушку. 

Впрочем, ребёнок и так постоянно смотрит  на родителя и копирует его поведение. Как мама и папа решают конфликты, как себя ведут с другими людьми. Всё это дети впитывают и вне игры. Но в игре важную с педагогической точки зрения ситуацию легко инсценировать, тем самым сакцентировав внимание на правильном варианте поведения.

Именно в игре важен невербальный контакт между взрослым и ребенком. Малыш замечает, как взрослый реагирует на него - каким выражением лица, какой эмоцией. Ребенок начинает ощущать, чувствовать, как к нему относятся. Формируется представление о себе - какой я? Играют ли со мной взрослые, как реагируют на мои идеи в игре... Ребенок получает опыт взаимодействия. Он очень важен для малыша. 

Далее от игры исключительно со взрослым ребёнок переходит к игре с детьми. И здесь мы тоже наблюдаем ведущую роль родителя или воспитателей. Показать, научить взаимодействовать/договариваться... Помочь пережить отказ... Подсказать, что можно предпринять, если тебя обижают...

В игре во взаимодействии ребёнок учится заботиться. Тренирует разные навыки, необходимые для коммуникации со сверстниками. "Привет, как тебя зовут?" Спрашивает Мишка и Куклы. Так ребенок имитирует момент знакомства. Через игрушки дети знакомятся и взаимодействуют между собой. Бывает гораздо безопаснее сначала во что-то вместе поиграть, чтобы узнать друг друга, и только потом познакомиться и спросить имя.
 

3. Развитие качеств.

В игре ребенок может присваивать и развивать качества. В идеальной ситуации речь идёт о доброте, умении за себя постоять, уверенности в своих силах. Так что обращайте внимание, в каких героев чаще всего играет ребенок. Но не спешите делать выводы. Иногда мальчику или девочке важно побыть дерзким супергероем, чтобы потренировать лидерские качества. И дочь, и сын могу нянчить куклу, примеряя на себя роль родителей, подражая маме и папе. Когда взрослый играет с ребенком, он открывает ему больший репертуар возможностей и при этом корректирует поведение малыша.

4. Возможность выразить чувства.

В игре ребенок может снизить уровень своей тревоги и страха. Когда малыш чего-то боится, он проигрывают данную ситуацию и моделирует выход из нее (порой сказочный, порой вполне реальный). Через игрушки ребенок вступает в контакт со своей агрессией (рычит как тигр, шипит как змея), либо проявляет нежность (гладит собачку, жалеет птичку). Если ребенок устал, он может проигрывать ситуацию укладывания куклы спать. Либо наказывать куклу, если сам часто сталкивается с наказаниями. Первый признак того, что в саду или в школе происходит что-то странное - игры ребенка становятся странными и агрессивными. 

Недавно рассказывали пример, когда в детском саду ребенку заклеивали рот стикером, чтобы он спал. И дети начали дома играть с родителями в игру, приговаривая: "я заклею тебе ротик, чтобы ты спал". Так родители смогли догадаться о том, что в группе детского сада происходит насилие над детьми.

Дети через игру сигналят нам о своих чувствах. И в этой же игре ребенок может поменять ситуацию и завершить ее по-другому. Как раз такому навыку и может научить взрослый. 

В агрессивных играх происходит отыгрывание накопившейся злости. Поэтому ребенку можно играть в видео игры, но очень важно, чтобы они тщательно выбирались взрослым и только в возрасте после 10-11 лет. Они должны быть наименее реалистичны. Потому что через игру также могут усваиваться модели и деструктивного поведения. 
 

Не пытайтесь заменить игру кружками и "развивашками". Они нужны и полезны в свое время. В детстве ребенок должен играть, он хочет играть и для него это важно. Если все-таки вы решили в дошкольном возрасте водить ребенка на кружок, важно, чтобы программа обучения была полностью построена на игре, было много движений. Для детей огромное значение имеет игра, как освоение пространства и ощущение себя в этом пространстве. Игра помогает ответить на вопросы "кто я?", "какой я?", "каким я могу быть?", "как мне с другими?" 

Часто у родителей существует проблема - они не любят играть с детьми. Постарайтесь найти тот вид игр, который будет для вас интересным тоже. Возможно, в детстве вы очень хотели большой яркий конструктор - купите его себе. И проведите вечер за совместным занятием с Вашим ребёнком.

В одной статье невозможно раскрыть всю глубину и важность игры. Главное запомнить, что это - ведущий и важный вид деятельности в жизни ребенка. Играйте с удовольствием!

Автор статьи: психолог Марина Новикова

Регистрация нового пользователя
Пароль

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Вход для зарегистрированных
Пароль
Забыли пароль?

Введите указанную при регистрации почту и мы вышлем ссылку для сброса пароля.

Img
Спасибо за регистрацию!

Вы успешно зарегистрировались в личном кабинете!

Закрыть
Img
Ссылка отправлена!

Проверьте почту и перейдите по ссылке
из письма, чтобы восстановить доступ.

Войти на сайт
Пароль
Нет учётной записи?

Вы сможете создать её после оформления заказа и получить все преимущества зарегистрированного клиента.

А
Автомобили. Мотоциклы Агропромышленный комплекс Астрология. Оккультные науки. Эзотерика Аудио. Видео. Фото
Б
Безопасность предпринимательства и личности Бизнес. Предпринимательство. Менеджмент Бухгалтерский учёт. Налогообложение
В
Военное дело. Силовые структуры
Д
Детектив. Фантастика. Приключения. Мистика Детские и молодёжные издания
Ж
Животные. Растения Журналистика
З
Законодательство и право. Юридические науки Зарубежные издания Здравоохранение. Медицина
И
Законодательство и право. Юридические науки Издания Академий наук. Вестники ВУЗов и НИИ Издания для женщин Издания для мужчин Издания на иностранных языках Издания на языках народов России Издания органов государственной власти Издания универсального содержания Информатика. Программирование Искусство. Культура. Эстетика История. Общество. Политика

Нажимая на кнопку «Оплатить», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Добавить в комплект подписки

Доставка товаров осуществляется бесплатно вместе с первым выпуском подписки!

Доступных товаров комбо нет
Закажите бесплатный звонок сейчас

Оставьте свою заявку и менеджер свяжется с вами:

Img
Ваша заявка принята

В ближайшее время персональный консультант свяжется с Вами для уточнения деталей.

Закрыть