Чтобы ребенок научился понимать время по часам, нужно научить его нескольким вещам, и начинать следует с бОльших величин.
Сначала малыш должен хорошо ориентироваться во времени суток. С чего началось его утро? Что он делал днем? Куда вы отправились вечером? Что происходило ночью, пока ребенок спал? Когда эти периоды четко уложатся в голове, будет легче переходить к более мелким и точным отрезкам времени.
Конечно, чтобы научиться понимать “показания” часов, детям придется выучить все цифры и числа - хотя бы до 60, но в идеале до 100. Это нужно не только для того, чтобы можно было читать циферблат, но и чтобы ребенок понимал числовой ряд, учился отличать десятки от других чисел и представлял себе, что такое исчисление в принципе.
Когда с десятками все будет понятно, усложняйте задачу: научите считать пятерками. Без этого будет сложно понимать, что говорят часы, ведь вы и сами прекрасно знаете, что время на них поделено не только на маленькие отрезочки по минуте, но и на более объемные по 5 минут. Ребенку нужно научиться легко прибавлять и отнимать по 5, или хотя бы просто восстанавливать числовой ряд 5-10-15-20 и так далее.
После этого можно начать знакомство с циферблатом. Расскажите, какую роль играет каждая стрелочка и как их различать: секундная постоянно двигается, минутная - длинная, а часовая - покороче. Если вы можете аккуратно разобрать и собрать корпус часов, попробуйте вместе с ребенком покрасить стрелочки в разные цвета, чтобы было легче запомнить, где какая. Объясните, как работает механизм часов.
Теперь уделите побольше внимания циферблату: начните с того, что для минутной стрелки полный круг обозначает 1 час. Соответственно, половина круга - это полчаса, причем, неважно, как будет делиться круг: горизонтально, вертикально, наискосок, все равно он будет отделять период в полчаса. Чтобы показать наглядно, нарисуйте на бумаге несколько циферблатов и разделите их на несколько периодов в полчаса, например, от 0 минут до 30, от 15 до 35, от 25 до 55. Когда юный следопыт это усвоит, можно будет давать ему полчаса на разные занятия, чтобы он сам следил за временем.
Постепенно уменьшайте отрезки времени, с которыми знакомите ребенка: если поделить циферблат на 4 части, каждая будет составлять 15 минут; отрезок между двумя соседними цифрами - это 5 минут; 60 маленьких отрезочков по всему циферблату составляют по 1 минуте.
Дальше научите его простой вещи: если стрелочка показывает на какую-то цифру, значит, сейчас столько времени - это хорошо подходит для минутной стрелки и для часовой, когда она расположена точно на цифре. Если указатель находится между цифрами, например, между 2 и 3, значит, сейчас 2 часа и еще сколько-то минут. Чтобы было проще понять, научите для начала определять, где какая стрелка находится в данный момент: маленькая стрелка на 3, большая - на 1, 1 обозначает 5 минут, значит, сейчас 3 часа и 5 минут. Обязательно вместе проговаривать эту конструкцию, чтобы закреплять полученные знания.
Конечно, не обязательно разрабатывать собственную систему, и если ребенку что-то непонятно, или вам кажется, что он скучает, пока слушает вас, используйте обучающие материалы или книжки, в которых в игровой форме подан весь этот материал. И главное, если у сына или дочки пока не получается понять, какое время показывают часы, не торопите их. Всему свое время ;) Пока что просто почаще спрашивайте, который час, и хвалите все правильные ответы.